Энциклопедический путеводитель по Москве

Кремль

Соборная площадь

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Внимание! На сенсорных экранах недоступна историческая справка на всплывающих подсказках. Сохраните ссылку в соц. сетях, чтобы позже просмотреть с компьютера полную версию:

ОПИСАНИЕ

Патриарший дворец — жилище Архипастырей Русской Церкви вплоть до отмены патриаршества Петром I. В настоящее время — музей прикладного искусства и быта России XVII в. Дворец возведен единым архитектурным блоком, органической частью которого является домовая церковь Двенадцати апостолов.

ПАНОРАМА...

ИНТЕРЬЕРЫ:
настоятельно советуем осмотреть!

Здание вобрало в себя декоративные элементы других строений Соборной площади: барабаны, как на Архангельском соборе; аркатурный пояс, как на соборе Успенском... Между проездными арками на южном фасаде можно видеть белые вертикальные выступающие штуковины — это пилястры с полуколонками по бокам; они отделяют алтарь и центральную часть церкви от примыкающей паперти (Трапезной) на втором этаже и личных келий на третьем. Наверху видим сильно выступающий профилированный карниз — это характерно для московской архитектуры XVII в. Видите на втором этаже странный большой портал? Это память об обходной галерее, некогда опоясывавшей здание. Кстати, красивые штуки между окнами — это и есть тот самый аркатурный пояс. На первом же этаже мы видим окна с килевидными фронтонами. Кроме всего этого, над палатами некогда возвышалась колокольня, напоминавшая колокольню, сохранившуюся над Потешным дворцом Кремля.

Это все был южный фасад, выходящий на Соборную площадь, а северный фасад выходит ныне на пустырь, а изначально выходил во внутренний двор патриарха. С этой стороны надо обратить внимание на живописно разбросанные по стене окна с мощными и разнообразными наличниками, а также на крытую арочную галерею на столбах, украшенную ширинками с изразцами (ширинки — это вот эти квадратные элементы).

Внутри Патриаршего дворца сохранились многие типы помещений, характерные для гражданского зодчества России XVII в.: Крестовая палата, трапезная, приказные палаты, небольшие жилые помещения. Для осмотра доступен лишь второй этаж. Третий этаж до сих пор закрыт для посетителей. Сначала он использовался как запасник, затем там хранились вещи из закрытого Музея подарков Советскому Союзу, позже разместился фонд уникальных тканей. Мы не будем останавливаться на подробном описании всех этих замечательных помещений, а равно и выставляемых в них ценных и редких экспонатах. Любопытствующие могут узнать об этих вещах на сайте музея.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

2013

В Патриаршем дворце раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

1987

Открыта постоянная экспозиция, третья по счету, которую мы наблюдаем и по сей день. В музее представлены светские и культовые вещи, принадлежавшие царям и патриархам, известным деятелям эпохи; изделия замечательных серебряников; подписные иконы; рукописные и печатные книги. Исторически достоверная экспозиция показывает в комплексе архитектуру, убранство палат, предметы патриаршего, царского и боярского обихода.

1979

Патриарший дворец закрывается из-за ремонтных работ, которые занимают 6 лет.

1967

Открыта вторая постоянная экспозиция музея. На этом этапе коллекция пополнилась серебряными изделиями мастеров из многих русских городов, были впервые выставлены личные вещи патриархов, коллекции русского костюма и настольных часов.

1963

Из-за обширных технических работ музей временно закрылся: прокладывали коммуникации, устанавливали сигнализацию... Это заняло 4 года.

1961

На короткое время на втором этаже Патриаршего дворца открылся музей старинного московского быта (более 800 экспонатов). Это была первая постоянная экспозиция.

1955

Кремль открыт для посещения, но Патриаршего дворца это не коснулось: он был занят различными службами комендатуры Кремля, складами музейных вещей, мастерскими реставраторов...

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1922

Патриаршие палаты наряду с соборами перешли в ведение Управления музея-соборов, затем около 10 лет шли ремонтно-восстановительные работы. Из-за них и из-за общей закрытости Кремля доступ в музеи был сильно ограничен, хотя они уже существовали.

1917

В ноябре большевики обстреливают Кремль, пробиты апсиды церкви Двенадцати апостолов и южная стена Трапезной палаты. Впрочем, Патриаршие палаты оказались в числе первых зданий, в которых после революции начались реставрационные работы.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1763

Из церкви Трех святителей, что стояла на том же Патриаршем дворе, в Крестовую палату Патриаршего дворца перенесена печь для приготовления мира. С тех пор палата стала называться Мироваренной, и об этом надо сказать подробней. Огромную печь под резной деревянной сенью и серебряный чан можно увидеть здесь и в наши дни. Процедура приготовления священной субстанции интересна и сложна, вот ее описание:

Святое мѵро въ ветхозавѣтной церкви, т. е. до Рождества Христова, которымъ помазывались первосвященники, пророки и цари, приготовлялось изъ нѣсколькихъ благовонныхъ смолъ, травъ и маселъ. Нынѣ, по чиноположенію православной церкви, составъ святаго мѵра гораздо сложнѣе и разнообразнѣе. Вотъ входящіе въ составъ святаго мѵра вещества: елей, бѣлое виноградное вино, стираксъ, ладаны — росный, простой бѣлый и черный, мастика, сандаракъ, розовые цвѣты, базиликъ, корни — фіалковый бѣлый, имбирный, ирный, калганный, кардамоновый, масло мускатное густое, бальзамъ перуанскій, терпентинъ венеціанскій, благовонные масла — бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмариновое, лигнородійское, розовое, коричное, майорановое, померанцевое и мускатное жидкое.

Съ четвертой недѣли Великаго поста начинается предварительное приготовленіе означеннаго состава для святаго мѵра; съ понедѣльника же Страстной седмицы происходитъ торжественное мировареніе, какъ мы уже сказали, въ Крестовой палатѣ. На устроенномъ нарочно для этого каменномъ очагѣ подъ деревянной сѣнью становятся упомянутые выше серебряные котлы, а составныя части мѵра — на ступеняхъ деревянной пирамиды. Митрополитъ или другой архіерей со старшимъ духовенствомъ совершаетъ прежде всего водоосвященіе и кропитъ святой водой всё приготовленное для мироваренія, какъ-то: сосуды и благовонные вещества. Затѣмъ вещества тѣ вливаются въ котлы, архіерей самъ возжигаетъ огонь подъ котлами, а дьяконы въ облаченіяхъ перемѣшиваютъ вливаемый составъ. Надъ приготовляемымъ такимъ образомъ святымъ мѵромъ въ теченіе трехъ дней священники безпрерывно читаютъ Евангеліе. Вечеромъ въ Великую среду святое мѵро, совсѣмъ уже готовое, разливается по сосудамъ особенной формы и оставляется на мѣстѣ до Великаго четверга, въ который архіерей въ полномъ облаченіи съ крестнымъ ходомъ (при пѣніи: «Благословенъ еси Христосъ Боже нашъ») отправляется при звонѣ колоколовъ изъ Успенскаго собора въ Крестовую палату за приготовленнымъ святымъ мѵромъ, взявъ которое вмѣстѣ съ преждеосвященнымъ святымъ мѵромъ, хранящимся въ особомъ сосудѣ, называемомъ алевастръ, священники несутъ его въ соборный алтарь и ставятъ вокругъ жертвенника. Во время Великаго выхода на литургіи передъ святыми Дарами несутъ священники сосуды со святымъ мѵромъ изъ алтаря въ царскія двери и ставятъ по сторонамъ престола. Алевастръ же принимаетъ въ свои руки архіерей или митрополитъ въ царскихъ дверяхъ. Послѣ возгласа: «И да будутъ милости Великаго Бога» — въ алтарѣ совершается дѣйствіе освященія святаго мѵра, причемъ въ составъ новаго святаго мѵра прибавляется нѣсколько капель изъ алевастра, который пополняется всегда новымъ, дабы источникъ никогда не изсякалъ. Когда же кончится литургія, освященное святое мѵро относится съ таковой же церемоніей обратно въ Патріаршую ризницу, откуда потомъ и разсылается по требованію архіереевъ.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1731

Из Патриаршего дворца в Санкт-Петербург выводится Синод, заседавший здесь с 1720 года.

1725

В церкви Двенадцати апостолов и трапезной закончены работы под руководством архитектора Ивана Зарудного. Деревянный потолок разделил церковь на два этажа, причем на втором этаже разместили патриаршую библиотеку. Для первого этажа сделали новый золоченый иконостас.

1720

В Крестовой палате Патриаршего дворца заседает последний церковный собор, утвердивший Священный Синод. Справка: Синод — это высший орган управления церковными делами, возглавлялся он светским чиновником (обер-прокурором), и смысл всего это был в последовательном воплощении принципа самодержавия в России.

1718

Петр Великий посещает Патриарший дворец и повелевает устроить на третьем этаже библиотеку из хранившихся там книг и рукописей.

1703

С упразднением патриаршества и отъездом местоблюстителя патриаршего престола Патриарший дворец начал постепенно приходить в запустение.

1690-ые

При патриархе Адриане слева от глав собора выстроена четвертым этажом надстройка, где по легенде укрывался от стрельцов царевич Петр Алексеевич, почему данная надстройка и называется Петровской палаткой. В это же время пристроена с северной стороны крытая галерея на столбах, которую мы и сейчас имеем удовольствие здесь видеть.

1681

По приказанию патриарха Иоакима Филипповская церковь перестраивается, заново расписывается, снабжается новым полом и иконостасом и становится церковью Двенадцати апостолов.

1666

Состоялся Большой Московский собор, судивший Никона. В Соборе участвовали все русские епископы и известные представители духовенства, а также восточные патриархи. Собор окончательно утвердил церковную реформу и осудил старообрядцев, при этом изверг из сана патриарха Никона как неугодного царю Алексею Михайловичу. При этом, когда Никона судили в Крестовой палате Патриаршего дворца, в вину ему вменялось в том числе и то, что эту самую палату и этот самый дворец он, Никон, выстроил выше царских палат.

1658

Патриаршие палаты приобрели вид, который сохраняли в общих чертах до отмены патриаршества. На первом этаже сидели дьяки, ведавшие обширным хозяйством патриарха. На втором этаже находилась церковь апостола Филиппа с трапезной, а также несколько палат. Третий этаж занимали покои самого патриарха и келейная церковь. Что касается Филипповской церкви, то поставлена она была над проездом во внутренний двор Патриаршего дворца, а внешне была отчасти похожа на Успенский собор — то же пятиглавие, те же колончатые пояски.

1655

Выстроены новые палаты и церковь, но отделка заняла еще три года. Строили лучшие немецкие мастера, расписывали лучшие мастера русские во главе с царскими изографами: Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым и Федором Козловым. Оригинальная роспись, впрочем, не дошла до нас. Существенно расширена Крестовая палата — приемный зал патриарха. Она теперь стала огромным бесстолпным залом площадью в 280 квадратных метров, что поражало, кстати, иностранцев.

1652

Царь Алексей Михайлович дарит патриарху Никону, своему «другу собинному», старый годуновский «Царе-Борисов» двор, который примыкал к Патриаршему двору с севера. Никон разбирает стоявшие там старые палаты и церковь Соловецких чудотворцев.

1643

Начался этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

1620-ые

Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви. В результате дальнейшего строительства Патриарший дворец не уступал по обширности царскому, с которым всегда был связан крытыми переходами.

1626

Патриарший двор сгорел во время общего городского пожара.

1611

Патриарший двор сгорел во время польско-литовской интервенции.

1597

Патриарх Иов построил церковь московских святителей Петра, Алексея и Ионы на дворе Годуновых, который они пожаловали патриарху. В наши дни это небольшая лужайка к северу от Патриаршего дворца.

1566

Святитель Филипп устроил домовый храм Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

1493

В большом кремлевском пожаре Митрополичий двор выгорел, и митрополит Зосима распорядился поставить три новые каменные жилые кельи.

1485

Псковские мастера возводят новую церковь Ризположения возле Грановитой палаты. Старая церковь, находившаяся на месте нынешней церкви Двенадцати апостолов, упраздняется. Эти же мастера строят Святые ворота — парадный въезд на подворье, и большую палату на четырёх подклетах белого камня.

1473

После сильного пожара митрополит Геронтий поставил новые кирпичные палаты с красивыми воротами.

1450

Первое летописное свидетельство о постройке каменных палат и церкви на митрополичьем дворе: митрополит Иона «заложи палату камену на своемъ дворѣ и въ ней созда церковь святыя Богородицы Ризъ Положенія».

1325

Митрополит Петр, заложив Успенский собор, перенес свой двор к его западным дверям. До этого двор находился у старейшей московской церкви Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 


 

Автор статьи: Никита Андреев.

Источники: